Воскресенье, 05.05.2024, 17:51
Приветствую Вас рядовой | RSS

Поиск по сайту

Психофизиология обучения водителя

 Практически ни одна сфера деятельности человека не обходится сейчас без сервисов услуг по перевозке товаров и пассажиров, а ​в условиях мобильности населения Европы еще и актуальна услуга такси или частного водителя, доставляющего людей в аэропорт. 


Автоводитель  находится в режиме постоянного дефицита времени и от правильных действий в экстремальных ситуациях полностью зависит безопасность его и пассажиров. Весь процесс управления происходит в этом случае как бы «на подсознании», когда, своевременно заметив опасность, нога как бы сама тянется к педали тормоза. В такой ситуации слишком сильная взволнованность обучаемого  делает его движения менее точными и уверенными. Многие  начинают сомневаться в своей способности нормально управлять автомобилем, а это в свою очередь существенно осложняет работу инструктора по вождению.

   Важнейшую роль для повышения надежности управления автомобилем в этих условиях играют психофизиологические качества водителя, в том числе способность к оперативному анализу поступающей информации, получаемой от внешней среды. Так, специальными исследованиями показано, что для поддержания эмоциональной напряженности водителя на оптимальном уровне необходимо постоянное воздействие на определенного количества внешних информационных раздражителей. Иными словами,  эффективность переработки и анализа поступающих  информационных данных  о дорожной ситуации напрямую зависит от  уровня  ее интенсивности, что, в свою очередь, будет определять точность и своевременность ответных реакций водителя в условиях дефицита времени.

 Некоторые психофизиологические характеристики  на протяжении жизни человека остаются настолько  стабильными, что изменить их считается практически невозможным. Такие качества, например, как сила возбудительных и тормозных процессов центральной нервной системы, ее уравновешенность, подвижность и лабильность относятся к наиболее устойчивым и мало поддающимся изменению на протяжении процесса профессионального развития человека. Вместе с тем в человеке заложены удивительные возможности, позволяющие ему довольно успешно компенсировать свои слабые качества за счет определенного стиля выполнения комплекса профессиональных навыков. Компенсация качеств за счет выработки индивидуальных особенностей психофизиологических ответных реакций на внешние раздражители по силам практически любому молодому человеку, обучающемуся вождению.

К примеру, низкая подвижность нервных процессов и скорости реакций во многих ситуациях дорожного движения может быть с успехом компенсирована умением заранее прогнозировать и избегать опасных ситуаций, требующих незамедлительных действий водителя. За счет более совершенного умения концентрировать взгляд и внимание в определенных точках пространства можно предупредить или заранее подготовиться к возникновению неблагоприятных ситуаций на дороге.  Компенсировать  же недостаточно выраженные свойства внимания (такие как объем,  скорость переключения внимания и др.) возможно посредством  в совершенстве освоенных базовых умений в управлении и быстрого реагирования водителя. Однако, всегда следует помнить, что даже самые великолепные данные психофизиологии организма не помогут, если  вы не будете избегать опасных дорожных ситуаций. Известно, что, имея некоторые «посредственные» индивидуальные показатели психики многие из водителей умело избегают экстремальных ситуаций в пути, поскольку они заранее знают, что им трудно будет  с ними справиться.

   Исследования ученых из США наглядно свидетельствуют о существенном снижении аварийности на дорогах у водителей, которые были заранее ознакомлены с выводами психодиагностики своего организма. При всем при этом, возможности применения «индивидуального стиля реагирования» в условиях особо интенсивного движения или высоких скоростей ограничены. В силу очень жестких требований предъявляемых к психофизиологическим качествам гонщика-профессионала, недостаточно высокий уровень того или иного качества его нервно-мышечного аппарата не может быть скомпенсирован другими природными данными, а также систематическими и упорными занятиями. Такова уж профессия гонщика, часто относимая к разряду экстремальных, таких как, скажем, летчика-испытателя  или космонавта.


   У водителей, прошедших обычную медкомиссию, обычно отсутствуют серьезные отклонения  в состоянии физического или психического здоровья, не позволяющие им успешно управлять автомобилем. При этом, у начинающих, как правило, присутствуют отрицательные  характеристики индивидуальной «манеры» езды и, следовательно, их необходимо проанализировать с особой тщательностью, чтобы в дальнейшем максимально обеспечить собственную безопасность. В таких  случаях на помощь  приходят результаты  широко распространенных в настоящее время методик психофизиологического тестирования человека  с последующей грамотной интерпретацией полученных показателей с помощью специалиста.

   Вместе с тем анализ и обобщение результатов такой диагностики с последующей выдачей рекомендаций должно лишь обозначать некоторые ограничения для выбора определенного вида водительской профессии. При этом молодому человеку, определяющему для себя специальность, связанную с вождением авто, вовсе не требуется коренным образом менять свои планы на будущее. В подобной ситуации можно порекомендовать начинающему водителю, «неудачно» прошедшему тестирование, не расстраиваться, а в будущем поискать для себя специальность в сфере профессий, связанных с вождением, но менее рискованную по условиям труда или, в крайнем «тяжелом» случае, использовать авто сугубо в личных целях.