Воскресенье, 05.05.2024, 13:21
Приветствую Вас рядовой | RSS

Поиск по сайту

Психофизиология личностного роста

 

 

  Учеными установлено, что индивидуальные психофизиологические характеристики высшей нервной деятельности человека практически не изменяются в процессе профессионального совершенствования, хотя и оказывают на него существенное влияние. Некоторые психофизиологические характеристики  на протяжении жизни человека остаются настолько  стабильными, что изменить их считается практически невозможным. Вместе с тем, в человеке заложены удивительные возможности, позволяющие ему довольно успешно компенсировать свои слабые качества за счет определенного стиля выполнения комплекса профессиональных навыков.   Такие качества, например, как сила  возбудительных и тормозных процессов центральной нервной системы, ее уравновешенность, подвижность и лабильность относятся к наиболее устойчивым и мало поддающимся изменения на протяжении процесса профессионального развития человека.

 При этом, как отмечалось Б.М. Тепловым, различные типовые особенности высшей нервной деятельности следует рассматривать не как положительные и отрицательные свойства психики, а как различные «способы приспособления организма человека во взаимодействии с условиями внешней среды». Специальными исследованиями было показано, что значительного успеха в своей профессиональной деятельности могут достигать специалисты с диаметрально противоположным набором положительных и отрицательных отклонений психофизиологических характеристик.

Когда будущая профессия предъявляет очень жесткие требования к психофизиологических характеристикам, которые слабо поддаются развитию в процессе взросления ориентация на результаты специального тестирования может быть оправдана. Также это может иметь место, когда время для овладения определенной профессией резко ограничено. Во всех же остальных областях профессиональной деятельности насущно необходимые качества и способности человека совершенствуются. Высокая «подвижность» способностей и компенсаторные возможности формирования умений и навыков позволяют успешно подменять недостаток одного качества другим. Все стороны психологического облика личности настолько связаны, что, проникая друг в друга, образуют нерасторжимое единство, которое к тому же непрерывно развивается.

 Так, человек, пытающийся успешно справиться  с непрерывно возрастающими требованиями определенной профессии, формирует для  себя «систему приемов», с помощью которых он наилучшим образом сможет использовать свои природные задатки. Таким образом, формируется индивидуальный стиль определенной деятельности как на уровне практических действий индивида, так и организации его психофизиологических возможностей, в частности качеств внимания. Для человека всегда присутствует возможность успешного выполнения какой-либо деятельности при недостаточном развитии одних качеств за счет более высокого развития других. Происходит это  тем более успешно, чем более настойчиво  будущий специалист к этому стремиться. 
 

В настоящее время стало уже вполне очевидным, что в подавляющем большинстве профессий успех в первую очередь будет зависеть не столько от уровня развития, сколько от « качественного своеобразия» проявления индивидуальных склонностей. В то же время, выяснить основные наклонности и преимущественное развитие некоторых способностей юноши для последующего профессионального самоопределения его личности, используя некоторые известные психологические методики тестирования можно и, даже очень желательно. 


Многие ли из нас в действительности знают реальную скорость своего зрительного или слухового восприятия информации, объем памяти, умение запоминать, силу ассоциаций, степень эмоциональной устойчивости или подвижности нервных процессов. Есть еще много интересных и важных психофизиологических показателей, которые не помешало бы оценить каждому из нас. Другое дело интерпретация результатов и «далеко идущие» выводы. Специально этого делать не нужно – глупо сразу «зацикливаться» на слабых и сильных сторонах своей психики. При всем при этом следует вдумчиво и философски посмотреть на эти свои «слабые» показатели тестирования, а не вешать заранее на себя «ярлык» - годен или негоден, ведь теоретически возможности человека безграничны и неисчерпаемы!